МТС Travel
История Музея Фаберже и его шедевров
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге хранит бесценную коллекцию произведений ювелирного искусства. Что именно можно увидеть в собрании?Предприятия Карла Фаберже — российского ювелира с европейскими корнями — интересны не только изделиями, но и подходом к ведению бизнеса. Слава, которую удалось завоевать его фирме, была беспрецедентна, а изделия мастеров Дома Фаберже остаются предметом поисков коллекционеров всего мира. Собрание шедевров Фаберже в Санкт-Петербурге — это результат труда работников музея и огромный подарок всем любителям искусства.
История создания музея
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге ведёт свою историю с 2004 года, когда на торги аукционного дома «Сотбис» была выставлена коллекция американского медиамагната Малькольма Форбса. После его смерти в 1990 году родственники приняли решение расстаться с почти 200 предметами, включая девять уникальных пасхальных яиц, которые Фаберже создавал по заказу двух последних российских императоров. Культурно-исторический фонд «Связь времен» договорился о том, чтобы собрание продали в одни руки. Так многие предметы искусства из коллекции Форбса вернулись на родину. В течение следующих десяти лет эксперты отслеживали появление предметов русского ювелирного искусства по всему миру. Специалисты приобретали произведения Карла Фаберже и других известных отечественных ювелиров, которые создавали их на рубеже XIX–XX веков.
Для широкой публики Музей Фаберже открыли в ноябре 2013 года во дворце Нарышкиных — Шуваловых на набережной Фонтанки, 21. В советское время в этом здании располагался Музей дворянского быта, после 1925 года там были размещены Дом печати и Дом техники, а во второй половине XX века — Дом дружбы и мира.
Интерьеры дворца заслуживают отдельного внимания. При входе посетителям открываются парадная лестница и роскошный лепной купол. Маршрут гостей музея проходит по Синей, Красной, золотой, Бежевой гостиным, а также по рыцарскому и готическому залам.
История жизни Карла Фаберже
Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в 1846 году в семье с немецкими, французскими и датскими корнями. Его отец Густав Фаберже был ювелиром и основателем фирмы, в которой начал свой профессиональный путь его сын. Семья Фаберже жила в достатке, и Карл получил хорошее образование. В 14 лет он вместе с родителями переехал в Дрезден. Ювелирное дело Карл изучал в Германии, коммерцию — в Париже, а историю искусства — в музеях Европы.
В 20 лет Карл Фаберже вернулся в Петербург и начал реставрировать старинные украшения в Эрмитаже. После женитьбы в 26 лет Карлу перешла ювелирная мастерская отца. Он управлял ей так успешно, что за 20 лет предприятие, состоявшее из 10 человек, выросло в одну из самых крупных ювелирных фирм Европы со штатом почти в 500 сотрудников. Флагманский магазин компании располагался в Петербурге на Большой Морской улице, 24. На втором этаже дома работала мастерская, а на третьем жила семья Фаберже. Клиентами фирмы были князья, аристократы, российские промышленники и американские миллионеры.
В 1882 году прошла Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве, где изделия компании Фаберже привлекли внимание императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Он получил покровительство царской семьи.
Три года спустя император решил удивить супругу и преподнести ей на Пасху необычный подарок — драгоценное яйцо, покрытое белой эмалью. Оно открывалось. Внутри был желток из чистого золота, а в желтке располагалась курочка. Внутри неё был тайник с рубиновым яичком и императорской короной. Вся композиция называлась «Курочка».
Сюрприз удался, императрица осталась в восторге, и с тех пор у Романовых появилась традиция заказывать на Пасху драгоценные подарки у Фаберже. Сам ювелир удостоился звания поставщика императорского двора. Благодаря российским монархам слава ювелира разнеслась по всему миру, ведь родственники царской семьи жили и в Великобритании, и в Дании, и в Греции, и в Болгарии, и в других странах.
Когда же стало известно об убийстве императорской семьи, Карл Фаберже свернул бизнес в России и уехал сначала в Германию, а затем в Швейцарию. С собой ювелир не взял практически ничего, вероятно, надеявшись, что в скором времени получится вернуться. Всё его имущество национализировали и продали. В 1920 году Фаберже умер в возрасте 74 лет. Его похоронили на кладбище Гран-Жас в Каннах.
После Октябрьского переворота фирма Фаберже прекратила деятельность. Новая власть уничтожила и предприятие, и главных клиентов Карла Фаберже — императорский Дом Романовых. Фаберже покинул Россию в 1918 году по подложным документам курьера английского посольства. Через два года ювелир скончался в Лозанне в возрасте 74 лет и был похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.
Коллекция Музея Фаберже
Основа коллекции музея — крупнейшее собрание изделий фирмы Фаберже, более 1000 экспонатов. В ней представлены все направления, в которых работали ювелиры предприятия: драгоценные пасхальные яйца, ювелирные украшения и аксессуары, фантазийные предметы, парадное серебро и предметы интерьера.
Главные шедевры музея — это девять пасхальных яиц, созданные по заказам Александра III и Николая II и выкупленные из коллекции Малькольма Форбса. Кроме того, музей может похвастаться собранием эмалей, которые были созданы русскими ювелирными фирмами второй половины XIX–начала XX века. Отдельное место занимает коллекция предметов работы московского мастера художественной эмали Федора Рюкерта.
В музее представлено и собрание русских икон в драгоценных окладах.
Жемчужины коллекции
Яйцо «Курочка»
С 1885 по 1916 год фирма Карла Фаберже создала 50 пасхальных яиц для императорской семьи. Открывает эту коллекцию уже упомянутое выше яйцо «Курочка», сделанное в 1885 году по заказу Александра III в качестве подарка супруге. Считается, что яйцо стало копией более раннего образца — так называемого яйца Вильгельмины, созданного в начале XVIII века во Франции. Оно принадлежало королю Дании Кристиану IX и королеве Луизе — родителям Марии Фёдоровны, в девичестве датской принцессы Дагмары. В Музее представлено само яйцо, желток из матового золота и курочка.
Местонахождение императорской короны и маленького рубинового кулона до сих пор неизвестно.
Императорское пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс»
Яйцо «Ренессанс» изготовили в 1894 году. Оно стало последним подарком Александра III его супруге. В качестве ориентира мастер Михаил Перхин использовал шкатулку XVIII века из собрания музея-сокровищницы в Дрездене. Ювелир вырезал овальную шкатулку из агата, оправа яйца золотая с вкраплениями алмазов и рубинов.
Императорское пасхальное яйцо «Коронационное»
Над императорскими пасхальными подарками трудились несколько мастеров-ювелиров, но наиболее известным был Михаил Перхин. Он создал 28 императорских яиц, в том числе «Коронационное». Яйцо посвящено торжествам по случаю коронации Николая II и Александры Фёдоровны. Сюрприз этого произведения — уменьшенная копия коронационной кареты, появившейся при Екатерине II. Карету украшают двуглавые орлы и миниатюрная бриллиантовая корона. Мини-модель оказалась настолько точной, что сотрудники Эрмитажа ориентировались на неё во время реставрации оригинала.
Само яйцо покрыто прозрачной жёлтой эмалью, снизу и сверху украшено алмазами. На верхней части находится алмаз с вензелем императрицы, а сквозь алмаз на нижней части читается дата «1897».
Императорское пасхальное яйцо «Бутон розы»
Яйцо 1895 года стало первым подарком от вступившего на престол Николая II супруге Александре Фёдоровне. Многие исследователи считают, что это яйцо с бутоном розы стало своеобразным признанием в любви императрице.
Экспонат покрыт эмалью земляничного цвета и украшен символами верности и любви — золотыми венками и гирляндами из листьев. На вершине расположен миниатюрный акварельный портрет императора.
Сюрприз яйца — бутон чайной розы с маленькой кнопкой. При нажатии лепестки цветка раскрываются.
Императорское пасхальное яйцо «Ландыши»
Пасхальное яйцо 1898 года выполнено из полупрозрачной розовой эмали. Его устанавливали на подставку из золота с четырьмя ножками. Сверху на конструкцию крепились ландыши из эмали, золота и жемчуга. При нажатии на боковые жемчужины из яйца выдвигались три медальона с изображениями Николая II и его дочерей — великих княжон Ольги и Татьяны. Верхний медальон венчает императорская корона.
Билеты и экскурсии
Музей работает без выходных с 10:00 до 21:00. Кассы открываются в 9:30, а завершается продажа билетов за 45 минут до закрытия. Купить билет можно на официальном сайте музея. Посещение строго по времени, сеанс длится 60 минут. Максимальный состав группы — 15 человек.
Музей Фаберже можно изучить с аудиогидом. Кроме того, на официальном сайте есть путеводитель по залам и экспонатам. Можно заказать индивидуальную или тематическую экскурсию, например, про предприятие Карла Фаберже или иконы в собрании. Все подробности — на сайте музея.
Для детей разных возрастов предусмотрены не только экскурсии, но и творческие занятия.
Как добраться
Музей находится в центре Санкт-Петербурга в Шуваловском дворце по адресу Набережная Фонтанки, 21. Это в 10 минутах ходьбы от станции метро «Гостиный двор». От метро нужно идти по Невскому проспекту в направлении Аничкова моста до пересечения с набережной Фонтанки. Перед мостом повернуть налево и пройти ещё 100 метров до музея.
До музея ходят автобусы №№ 7, 24, 27 и троллейбус №10. Нужно доехать до остановки «Литейный проспект», перейти через мост, свернуть направо и пройти ещё 100 метров.
Отели Петербурга